Оценка стоимости бизнеса. Применяемые подходы и методы.
Процедура определения стоимости бизнеса называется оценкой стоимости бизнеса. Компанию можно оценивать целиком, проводить оценку её акций либо доли. Бизнес оценивают оценочные компании (оценщики). Они проводят анализ состояния отрасли, на основании документов осуществляют расчеты, проводят анализ финансовых показателей, после чего составляют отчёт.
Применяемые подходы при оценке стоимости бизнеса
Стоимость бизнеса можно оценивать, используя сравнительный, затратный и доходный подходы. Давайте их кратко рассмотрим:
1. Используя сравнительный подход, оцениваемую фирму сравнивают с похожей, стоимость которой мы знаем. С этой целью обычно используют информацию о ценах состоявшихся сделок. Если оценщик не владеет сведениями о проведенных сделках либо их мало, можно брать цены из объявлений. При таком подходе цену фирм-аналогов корректируют с учетом различных нюансов:
- Необходимо сделать корректировку на вероятную разницу между конечной ценой сделки и первоначально предложенной. Конечная цена сделки на дату проведения оценки неизвестна, так что в ходе торга оценщиком снижается ее стоимость.
- Чем более продолжителен период действия предложения о реализации, тем вероятность ведения торга больше.
- Нужно учесть, соответствуют ли параметры оцениваемой фирмы параметрам аналогичных компаний.
- Соответствуют ли цены продажи аналогичных компаний другим рыночным предложениям. При их явном занижении (завышении) такие фирмы нужно убрать из расчёта.
Оценивая бизнес, сравнительный подход можно применять далеко не во всех случаях. Трудно отыскать две похожие фирмы. Даже при её наличии достоверную информацию об этой компании будет непросто получить.
2. Применяя затратный подход, предполагают, что бизнес стоит столько, сколько средств было вложено в него. То есть, цена бизнеса – это денежные средства, полученные его владельцами в случае реализации ими имущества фирмы и раздачи всех долгов.
В случае затратного подхода предусматриваются 2 оценочных методики:
- В случае использования методики чистых активов производится оценка активов фирмы. После чего из полученной суммы следует вычесть все долги.
- При использовании методики ликвидационной стоимости проводится расчет суммы, получаемой владельцем бизнеса в случае ликвидации фирмы и реализации ее активов. Также учитываются расходы, связанные с демонтажом оборудования, уплатой комиссии, налоговых платежей и прочими затратами.
Данный подход используется, когда от ведения бизнеса нет стабильного дохода. К примеру, если фирму создали не так давно или она ликвидируется. Если активов у компании нет либо очень мало, то этот подход не используют.
3. При использовании доходного подхода предполагают, что цена фирмы определяется суммой дохода, который она будет получать в будущем. Таким образом, стоимость бизнеса будет тем больше, чем больше дохода он приносит.
Доходный подход предусматривает две методики: дисконтирования, а также прямой капитализации. В основном используется методика дисконтирования. Делается прогноз доходов фирмы, которые она получит в будущем (обычно на три года вперёд). Потом, применяя ставку дисконтирования, доходы дисконтируются к дате проведения оценки. Таким образом, рассчитывается, во сколько на сегодняшний день оцениваются доходы компании, которые она получит в будущем. Потом денежные потоки, которые фирма получит в будущем суммируются и делятся на:
(1 + Y)n, где Y – дисконтированная ставка, n – срок прогнозирования, исчисляемый в месяцах. Полученная величина – оценочная стоимость бизнеса.
Чтобы получить достоверный расчет, лучше применять все 3 подхода, однако требование это необязательное.
Провести оценку стоимости бизнеса можно, обратившись в ООО «МЦК «Триумф». Наши специалисты выполнят оценку стоимости бизнеса, применив сравнительный, затратный или доходный подход.